Содержание
Какова масса источника питания
Некоторые производители, добросовестно, все параметры источника питания на его корпусе, в том числе его тяжесть. Если вы хотите, вы можете просто найти наклейку с этой информацией. Однако, значительное улучшение двигателя, например, вы можете столкнуться с трудностями. Тот факт, что на этикетке шкафа указана масса сухой батареи, без электролита. Разница может достигать 20 %, а это очень важно при тюнинге двигателя.
Чтобы не ошибиться в расчетах, вы должны знать, что окончательный вес будет состоять из трех компонентов:
- корпуса;
- объем электролитической жидкости;
- размер и количество свинцовых электродов.
Так, в аккумулятор с емкостью 55 ампер-часов (в случае если аккумулятор СТ-55 6), пластиковый корпус вместе с перемычками между банками весит около 800 г, а в раствор электролита составляет 2,5 кг.
Если вы находитесь на стикер кабинете вы сможете увидеть стоимость 11 кг, то эта цифра должна быть добавлена 0.8 и 2.5. Итого общая стоимость составляет 14,3 кг.
Мало кто хочет тратить время на расчеты, поэтому есть еще один способ подсчитать, сколько вес аккумулятор.
Размеры автомобильных аккумуляторов
В отличие от веса размер автомобильного аккумулятора должен обязательно быть габаритные размеры при его покупке. Размеры аккумулятора не существуют сами по себе и не берутся производителями с потолка. Во многом они определяются основными параметрами, характеризующими работу АКБ: ёмкостью и пусковым током. Чем эти показатели больше, тем больше требуется электродов и объем активной массы. Соответственно, увеличивается размер корпуса батареи. Наверняка все обращали внимание, что аккумуляторные батареи для грузовых автомобилей с большими значениями ёмкости имеют более крупные размеры, чем у легковых. Именно потому, что они содержат больше пластин в своём составе.
Самый простой вариант при покупке АКБ выбрать с такими же размерами и показателями, как и прежний аккумулятор. Но чтобы вы ориентировались, рассмотрим основные типоразмеры батарей на современном рынке.
Европейский типоразмер
Размеры аккумуляторов европейского стандарта подходят для использования на автомобилях европейского и отечественного производства. По внешнему виду их сразу можно отличить по выводам, утопленных в крышке аккумулятора.
Азиатский типоразмер
Размеры и внешний вид аккумулятора азиатского заметно отличаются от европейских. Выводы аккумулятора находятся вровень с плоскостью крышки, а сам корпус имеет большую высоту и меньшую длину. Обратите внимание, что на большинстве автомобилей азиатских производителей стоят именно такие АКБ. Кроме различий в размерах, эти аккумуляторы по-другому закрепляются в подкапотном пространстве. У европейского типа крепление осуществляется за выступ внизу корпуса аккумулятора, а АКБ азиатского типа прижимается планкой сверху при помощи винтовых зажимов. Поэтому нужно покупать АКБ с размерами и типом, аналогичными старому. Иначе возникнут проблемы с установкой.
Американский типоразмер
Североамериканский аккумулятор близок по своим размерам к европейскому типу, но имеет другие размеры. Они расположены сбоку на длинной стороне аккумулятора. Выводы имеют внутреннюю резьбу и клеммы к ним крепятся при помощи болтов. Такая конструкция используется на автомобилях, которые поставляются на североамериканский рынок. В России аккумуляторы этого типа распространены мало.
Ниже вы можете посмотреть таблицу, где собраны вы аккумуляторов с различной ёмкостью. Возможно, она поможет вам сориентироваться при выборе АКБ.
Длина х Ширина х Высота, мм Типоразмер Ёмкость, А-ч Длина х Ширина х Высота, мм Типоразмер Ёмкость, А-ч
187х127х227 | Asia | 35 |
187х127х227 | Asia | 40 |
175х175х190 | Euro | 42 |
207х175х175 | Euro | 44 |
238х129х227 | Asia | 45 |
207х175х190 | Euro | 52 |
242х175х190 | Euro | 60 |
232х173х225 | Asia | 60 |
242х175х190 | Euro | 60 |
242х175х175 | Euro | 61 |
242х175х190 | Euro | 62 |
242х175х190 | Euro | 63 |
232х173х190 | Asia | 65 |
261х175х220 | Asia | 70 |
278х175х175 | Euro | 72 |
278х175х190 | Euro | 74 |
278х175х190 | Euro | 77 |
315х175х175 | Euro | 80 |
353х175х190 | Euro | 95 |
306х173х225 | Asia | 90 |
306х173х225 | Asia | 95 |
353х175х190 | Euro | 100 |
390х175х190 | Euro | 110 |
513х189х223 | Euro | 140 |
518х240х242 | Euro | 180 |
518х240х242 | Euro | 200 |
518х240х242 | Euro | 225 |
Из чего формируется масса
Каждый автомобильный аккумулятор имеет свой определённый вес, приведённый на наклейке в килограммах (кг).
Да, масса не играет столь значимой роли при выборе АКБ как ёмкость или пусковой ток, но всё же порой даже такая информация может стать решающей.
При продаже подержанных АКБ, когда основную ценность представляет свинец, многие ошибочно воспринимают полную массу как цифру для расчёта выгоды от реализации. На самом деле старые батареи принимают не по общему весу, а лишь по массе содержащегося свинца.
Есть 3 компонента, которые и формируют итоговый вес источника питания. Здесь речь идёт именно о свинцово-кислотных АКБ:
- Корпус. Или же оболочка. То есть внешняя конструкция, внутри которой располагаются основные компоненты батареи. Обычно корпус изготавливается на основе пластика или иных схожих материалов. Это самая незначительная по весу часть батареи. Обычно на корпус приходится буквально 5–7% от общей массы. Для стандартных АКБ для легковых машин ёмкостью 55–70 Ач предусматривается корпус весом 750–1000 грамм. Потому перекупщики принимают АКБ просто со слитым электролитом, но в корпусе. Ведь его вес особо не влияет на стоимость.
- Электролит. Это специальная электрохимическая жидкость, за счёт которой и происходит взаимодействие свинцовых пластин с разным зарядом, накапливается энергия и отдаётся для запуска двигателя. Электролит состоит из дистиллированной воды и серной кислоты. При этом в жидкостных АКБ на долю электролита обычно приходится по 15–20% от общей массы.
- Свинец. Главный компонент аккумулятора, который и формирует основной вес устройства. Суммарно корпус и электролит занимают не более 25% от массы. В итоге получается, что на долю свинца может приходиться 75–80% всего веса.
Важно понимать, что учитывается не только чистый свинец, но и разные сплавы и соединения.
Причём ценность при продаже представляет в основном чистый свинец, которого в современных батареях не так много можно получить путём обычной переработки. В основном его приходится отделять от других металлов, для чего необходимо специальное оборудование и высокотемпературная обработка. В домашних условиях удаётся выплавить обычно не более 20% от общего количества содержащегося в АКБ свинца.
Основные составляющие веса
К основным составляющим, определяющим сколько весят автомобильные аккумуляторы, относят:
- Корпус изделия.
- Расположенные внутри его свинцовые пластины.
- Электролит, заливаемый в полости АКБ.
Рассмотрим каждую из составляющих автомобильных батарей более подробно.
Корпус (оболочка)
Первый элемент из приведенного выше перечня – корпус, изготавливаемый на основе полипропилена или эбонита. По своему функциональному назначению – это резервуар, в который заливается электролитический раствор. Конструкцией современных автомобильных АКБ предусмотрено его разделение на несколько ячеек, в которых располагаются комплекты из положительных и отрицательных электродных пластин.
Дополнительная информация: Последние изготавливаются в виде свинцовых решеток, погруженных в электролитический раствор и разделенных специальными сепараторами.
Изолирование пластин необходимо для того, чтобы предотвратить электрическое замыкание элементов разрядной цепи и выход аккумулятора из строя.
В верхней части АКБ легкового автомобиля имеется крышка, приваренная к основанию и защищающая прибор от механических повреждений. В некоторых моделях в ней предусмотрены отверстия для отвода газов, образующихся в результате химической реакции.
Пластины на основе свинца
Известно множество конструкций аккумуляторных батарей, но чаще всего они изготавливаются на основе пластин из свинцовых сплавов, залитых раствором серной кислоты.
Свинец, как известно, отличается высокой плотностью и большим удельным весом. Именно это его свойство делает аккумуляторы для легковых автомобилей такими тяжелыми. Электролитический раствор также «вносит свой вклад» в общий вес автомобильных аккумуляторов.
Электролит
Заполняющий корпус состав представляет собой раствор серной кислоты, в определенной пропорции разбавленный дистиллированной водой. Его плотность постоянно меняется; она зависит от температуры окружающего воздуха и степени разрежённости АКБ.
Важно! В полностью заряженном приборе этот показатель должен быть в пределах 1,127-1,300 г/см³.
При эксплуатации аккумуляторных батарей в электролите происходит химическая реакция, результат которой – расход серной кислоты и заметное снижение плотности. Масса АКБ при этом несколько снижается.
От чего зависит вес автомобильного аккумулятора
Факторов, определяющих вес АКБ, не так уж много. Перечислим их:
- материал изготовления пластин (или, если угодно, тип аккумулятора): свинцовые батареи, к примеру, гораздо тяжелее литиевых;
- наличие электролита, на долю которого приходится примерно 20% от веса устройства;
- мощность или ёмкость АКБ. Здесь зависимость прямая: чем больше мощность, тем крупнее и массивнее аккумулятор. На большинство легковушек устанавливаются батареи ёмкостью 55-60 А/час, средний вес такого аккумулятора для легкового автомобиля лежит в пределах 12-15 кг. (55-амперная батарея). Хотя это приличный вес, в принципе с его транспортировкой даже в пешем виде проблем возникнуть не должно. Что касается 60-амперного аккумулятора, то он тяжелее примерно на 10%, или, в абсолютных цифрах, его масса колеблется в диапазоне 13,5-16 кг. Отметим, что мощность батареи увеличивается двояким способом: за счёт увеличения размеров свинцовых пластин, а также при увеличении их количества в корпусе. Понятно, что в любом случае габариты источника питания увеличиваются вместе с весом.
При увеличении размеров совершенно правильным будет предположение, что в него поместится больше электролита. Так, 75-амперный аккумулятор весит в районе 15-20 кг.
Мало кто из отечественных автомобилистов знает, но на некоторые азиатские малолитражки устанавливаются АКБ ёмкостью 35 А/час, весящие в полностью заправленном состоянии порядка 12 кг., но есть и ещё менее массивные батареи, используемые для питания мототехники. С другой стороны, не редкость и аккумуляторы весом в полцентнера, устанавливаемые на грузовики и спецтехнику. Такую АКБ и поднять-то сможет далеко не каждый.
Таблица соотношения мощности к весу
Таблица весов АКБ позволяет наглядно сравнить их характеристики по рассматриваемому нами признаку. При ее изучении каждому образцу выпускаемых изделий ставится в соответствие его вес (без электролита и с ним). Воспользовавшись этим сводным инструментом, каждый желающий сможет узнать вес аккумулятора100 А/час, например. Он составляет 21,8 кг (без электролита). А при залитом составе его вес равен 24,4 кг.
Таблица: Вес аккумуляторов автомобилей разной емкости
Емкость аккумулятора Вес аккумулятора с электролитом Вес аккумулятора без электролита
35 А/ч | 10,2 кг | 8,7 кг |
40 А/ч | 10,6 кг | 8,8 кг |
42 А/ч | 10,7 кг | 8,7 кг |
45 А/ч | 12,1 кг | 9,1 кг |
50 А/ч | 12,9 кг | 9,9 кг |
55 А/ч | 14,6 кг | 11,2 кг |
60 А/ч | 15,4 кг | 12,1 кг |
62 А/ч | 15,6 кг | 132 кг |
65 А/ч | 16,7 кг | 13,7 кг |
66 А/ч | 16,9 кг | 14,1 кг |
70 А/ч | 18,2 кг | 14,3 кг |
75 А/ч | 19,0 кг | 14,8 кг |
77 А/ч | 19,1 кг | 155 кг |
90 А/ч | 23,1 кг | 16,2 кг |
95 А/ч | 23,5 кг | 20,5 кг |
100 А/ч | 24,4 кг | 21,8 кг |
110 А/ч | 25,9 кг | 25,6 кг |
135 А/ч | 37,5 кг | 33,6 кг |
190 А/ч | 49,1 кг | 47,9 кг |
225 А/ч | 61,8 кг | 51,2 кг |
Как вы знаете, львиная доля массы батареи падает на свинцовые пластины. Процент составляет около 80 %. Для достижения определенной емкости, производитель манипулирует с количество и размер пластин. Таким образом, зная параметр батареи могут легко вычислить его тяжести.
Емкость (А-ч) | Маркировка | Средний вес (кг) | ||
Сухой | Электролит | «Бывалые» | ||
55 | СТ-55 6 | 12,1 | 2,5 | 14,6 |
60 | СТ-60 6 | 13,2 | 2,2 | 15,4 |
66 | СТ-66 6 | 14,3 | 2,6 | 16,9 |
75 | СТ-75 6 | 15,5 | 3,5 | 19,0 |
90 | СТ-90 6 | 20,5 | 2,6 | 23,1 |
100 | СТ-100 6 | 21,8 | 2,6 | 24,4 |
190 | СТ-190 6 | 47,9 | 1,2 | 49,1 |
В этой таблице вы можете определить как тяжелые отечественные или импортные батареи в считанные минуты.
- https://wekauto.ru/ves-s-akkymyliatorami-raznoi-emkosti-v-tablice-rassmotrim-akkymyliator-55-60-75-190-ach-i-drygie/
- https://akbinfo.ru/ustrojstvo/skolko-vesit-avtomobilnyj-akkumuljator-i-ego-razmery.html
- https://DriverTip.ru/osnovy/tablitsa-vesa-akkumulyatorov-v-zavisimosti-ot-moschnosti.html
- https://FishkiElektrika.ru/ves-akkumulyatora
- https://avto-lover.ru/dvigatel/ves-akkumulyatora-75.html
Как вам статья?